Как сэкономить, покупая на ярмарках

Добавлено 8 ноября 2023 г.
Как сэкономить, покупая на ярмарках

В крупных городах регулярно проводятся ярмарки, которые приурочены к выходным дням, праздникам или знаменательным датам. Чаще всего на них продают продукты питания от местных фермерских хозяйств и представителей малого бизнеса, сезонную продукцию, а также товары хенд-мейд. Но, помимо этого, там можно встретить одежду, обувь. На ярмарках можно неплохо сэкономить, если знать, как это сделать.

Хорошие скидки на обувь есть и в крупных сетевых магазинах, например Rendez Vous. Их можно получить благодаря акциям, купонам и промокодам, действующим в торговой сети. Актуальные промокоды Rendez Vous вы сможете найти на этом сайте. Более того, посетите специальную страницу Промокод-Палас и заберите свои эксклюзивные купоны.

Преимущества ярмарок

К преимуществам ярмарочных покупок можно отнести следующие:

  • Выбор. Доступны товары от международных компаний, локальных предпринимателей и частных хозяйств. Это делает ярмарки привлекательными для посетителей и позволяет сэкономить. Если что-то не устроило у одного торговца, всегда можно посмотреть соседний прилавок. А если не понравилось и там, к услугам посетителя мероприятия еще десятки продавцов. В обычном ритейле все работает иначе.

  • Доступность местных товаров. Часто жители города не могут купить локальные продукты, производящиеся в их регионе. Ведь в рознице их нет (или почти нет), поэтому за ними приходится ехать к производителю, например в фермерское хозяйство, расположенное в сельской местности. Ярмарка позволяет покупать такие товары без каких-либо неудобств, так как они там обычно представлены — производители или их представители сами привозят их в город.

  • Выгода. Ярмарочные товары продают по ценам, которые ниже, чем в розничных магазинах. Торгуют продукцией собственного производства или вещами, закупленными на оптовых складах, продавая их напрямую, поэтому предлагают их на более выгодных условиях. А еще на ярмарочных ивентах всегда можно поторговаться с продавцом и попросить у него скидку — в обычном супермаркете так точно не получится.

  • Уникальные товары. На ярмарках часто продают товары хенд-мейд, изготовленные в одном экземпляре или небольшой партией. Купить их можно по средней цене. А еще такие товары больше нигде не найти. Аналоги у крупных ритейлеров стоят значительно дороже.

  • Возможность пробовать новое. Торговцы часто предлагают товары, недоступные в регионе проведения мероприятия. Например, национальные продукты питания или какую-то экзотическую продукцию из-за рубежа. Поэтому ярмарка — отличный способ попробовать новое.

Другое достоинство ярмарок — расположение. Как правило, их проводят в центре города или неподалеку от него, поэтому ехать далеко не придется. Для многих мероприятие вообще будет в зоне шаговой доступности.

Если говорить исключительно о продуктах питания, то плюс — это их качество. Обычно их предлагают крестьянские, фермерские или частные хозяйства. У их продукции отменный вкус, она экологически чиста и безопасна. Такое точно не купишь в обычном ритейле.

Если еще раз вспомнить о ценах, можно назвать еще одну особенность ярмарок. Иногда там появляются продавцы, которые приехали на ивент не для получения прибыли, а для продвижения своих товаров. Такие торговцы предлагают продукт на более выгодных условиях, чтобы привлечь к нему внимание, сформировать лояльную аудиторию, запустить сарафанное радио, найти оптовых и розничных клиентов, а потом постепенно делают его дороже. Этим непродолжительным временем такой рекламы можно пользоваться, покупая вещь выгодно. Конечно, найти подобные продвигаемые предложения бывает сложно — иногда приходится походить по ярмарке, посмотреть цены, посравнивать. Но это стоит затраченных усилий.

Чтобы максимально сэкономить при покупке ярмарочных товаров, лучше использовать двустороннюю стратегию. С одной стороны, надо искать товары по выгодной цене и оптовые предложения. С другой — всегда нужно торговаться и использовать скидки, если мероприятие их предусматривает. Учитывая, что цены ярмарочных товаров и без того невысоки, это позволит покупать их на 25–50% дешевле, чем в розничных торговых сетях.

Бюджет

Вот несколько простых правил, которые помогут спланировать бюджет для ярмарочных покупок эффективно:

  • Фиксация бюджета. Перед посещением ярмарки покупатель должен определить, сколько он готов потратить на товары оттуда. Нужно выделить фиксированную сумму, превышать которую нельзя, и не выходить за ее пределы. Если не сделать этого, покупки могут сильно повредить семейному или личному бюджету.

  • Распределение средств. Чтобы купить все, что запланировано, нужно пропорционально разделить деньги на каждую категорию товаров. Простой пример: есть ₽15 000 на ярмарку, из них ₽7000 — на обувь, ₽4000 — на одежду и ₽4000 — на продукты. Выходить за эти рамки и тратить больше на какую-то категорию товаров нельзя, иначе можно остаться без нужных вещей.

  • Разумные траты. Если ярмарочные покупки сильно бьют по семейному бюджету даже после продуманного распределения средств, нужно отказаться от них или сократить планируемые затраты. Не надо идти на ярмарку только потому, что там выгодно, хотя реальная возможность «безболезненно» закупиться для покупателя в данном случае отсутствует.

Не нужно недооценивать эти простые правила и планирование бюджета в целом. Если не планировать его, есть риск израсходовать средства, которые лучше использовать для других целей, более значимых, а иногда и жизненно важных.

Планирование

Ярмарка — это не всегда экономия. Иногда на ней предлагают вещи ручной работы, локальные продукты питания и другие товары, которые нельзя купить в обычном розничном магазине. Не стоит ждать, что они будут дешевле, чем в ритейле. Наоборот, зачастую она дороже. Если на мероприятие идут именно за ней, как за уникальной, — это одно. Если главная цель — экономия, совсем другое.

Так что сначала надо узнать, какие товары будут доступны и сколько они будут стоить. А потом действовать исходя из своих приоритетов. Например, если нужно сэкономить, а предлагать будут дорогие вещи хенд-мейд или эксклюзивную экологически чистую сельхозпродукцию, поход на ярмарочное мероприятие лишен смысла.

Перед покупками всегда нужно сравнивать цены с аналогичными в обычных розничных магазинах. Это можно сделать, используя официальный сайт ивента. Трудность в том, что он не всегда есть — часто информация о мероприятии ограничивается короткими объявлениями на городских ресурсах и в средствах массовой информации.

В этом плане лучше всего дела обстоят в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках. Например, сведения о ярмарочных мероприятиях в столице публикуются на Портале открытых данных. Но цен там зачастую тоже нет. Если обнаружить расценки не получилось, можно почитать отзывы покупателей об ивенте в социальных сетях. Нередко из них удается почерпнуть много полезной информации и понять, стоит ли вообще идти за покупками.

Также стоит сравнить выбор и качество товаров. Бывает так, что предлагают вещи дешевле, но хуже, чем в крупных торговых сетях. Разумный ли это способ экономии? Скорее сомнительный.

Иногда на онлайн-площадках и в крупных торговых сетях товары даже дешевле, чем на ярмарках. Как правило, это бывает во время распродаж или проведения сезонных акций. Цену можно снизить еще больше с помощью купонов и промокодов ритейлера. Обычно это касается украшений, бижутерии, косметики и парфюмерии, но может затрагивать и другие предложения, например одежду. Так, на ноябрьской распродаже маркетплейсы предлагают дисконт до 70–80% на все товары. Это всегда нужно иметь в виду, так как в таких условиях поход на ярмарочное мероприятие может оказаться бесполезной тратой времени и неоправданным расходом денег, ведь можно было приобрести вещь дешевле.

Перед походом на ярмарку нужно составить список приоритетов. Надо определить, что нужно купить, а что приобретать не следует. Необходимо сосредоточиться на товарах, которые реально нужны, пригодятся в хозяйстве или помогут сэкономить. Ну или которые просто хочется купить и в данный момент на это есть средства (но здесь важна мера). Не надо соблазняться низкими ценами, скидками, другими привлекательными условиями и сломя голову бежать навстречу к ним и скупать все подряд — нужна рациональность, взвешенный подход и трезвая голова. Это избавит от спонтанных, импульсивных покупок, приводящих к лишним тратам денег.

Торг

Важный элемент экономии на ярмарочных товарах — торг. Продавцы предлагают продукцию собственного производства или опт, на который делают большую наценку, несопоставимую с затратами на закупку или изготовление вещей. Поэтому сбросить определенную сумму от первоначальной цены для них нетрудно. Конечно, в разумных пределах.

Вот несколько советов, которые помогут лучше торговаться:

  • Нужно правильно выбирать время покупки. Как правило, продавцы охотнее соглашаются на торг в середине или конце мероприятия. Основную массу товаров они уже продали, и их задача — избавиться от остатков. По первоначальной цене их могут не брать, поэтому, если ее не снизить, есть риск вообще их не реализовать. 

  • Надо правильно оценивать ситуацию. Этот момент скорее из области психологии. Нужно присмотреться к торговцу, попытаться понять, будет он сбрасывать цену или нет.

  • Не нужно показывать сильную заинтересованность в товаре. Продавцу надо дать понять, что, если он не продаст вещь по подходящей цене, покупатель пойдет искать выгодные предложения в другом месте и вряд ли вернется к этому прилавку. Если спрос на товары торговца не слишком высок, он может стать лояльнее.

  • Следует понять, является ли торговец собственником товара. Если это наемный работник, вряд ли он сбросит много — он должен сдать определенную выручку. Если вещи принадлежат продавцу, он может согласиться на условия покупателя (или близкие к ним), так как самостоятельно оценивает свою прибыль и знает, сколько потеряет, если сбавит цену.

  • Не нужно стесняться спрашивать прямо. Надо интересоваться, есть ли скидки и возможен ли торг. Но вопросы должны быть без отрицания (то есть частицы «не»). Например: «Можно ли купить ваши товары дешевле?» Или: «У вас есть скидки?» А вот фраз вроде «Продать подешевле не можете?» лучше избегать.

  • Нужно показывать, что покупатель помогает продавцу. Например, перед закрытием ярмарки можно сказать, что за полчаса-час до конца мероприятия вряд ли кто-то купит залежавшиеся товары. Но продажа возможна, если предоставят дисконт. Другой пример: при наличии скидки покупатель готов взять сразу несколько вещей, а не одну-две.

  • Надо называть максимальную скидку. В ходе торгов продавцы стараются продавливать свою позицию, то есть пытаются продать товар по максимальной цене, даже с учетом уступки. Если покупатель изначально потребует крупный дисконт, в таких условиях он будет в более выгодной позиции, у него получится эффективнее торговаться и больше сэкономить.

  • Следует сразу обозначить условия. Пример: товар стоит ₽2300, а покупатель заявляет, что у него с собой всего ₽2000 и он готов купить вещь, если продавец сбросит до ₽2000. Если торговец заинтересован в продаже, то он пойдет на потерю части прибыли и сделает уступку.

Не нужно настаивать на скидке в ходе торга, заявляя, что покупка будет, только если ее предоставят. Лучше занять пассивную позицию, не проявляя агрессии. Не сбавили цену? Тогда нужно просто постоять около прилавка некоторое время, изучая товары, не задавая при этом торговцу какие-то вопросы о них. Далее медленно уходите. Если продавец заинтересован в продаже, то он может остановить покупателя и предложить ему дисконт, пусть и не такой большой, какой тот просил, но все же позволяющий сэкономить. А если такого не произойдет и нет готовности тратить столько, сколько запрашивают, лучше поискать товар в другом месте.

В последнее время продавцы на ярмарках все реже соглашаются торговаться. Если покупатель попал именно на такое мероприятие, то нужно экономить другими способами, например искать более дешевые товары или покупать мелкий опт.

Мелкий опт и сезонные товары

На ярмарках часто торгуют мелкооптовые поставщики. Они решают сразу две задачи: во-первых, продвижение своих товаров для увеличения продаж оптом, а во-вторых, получение дополнительной прибыли за счет розничной торговли в ходе ярмарочного мероприятия. Цены у таких продавцов ниже, чем в обычных торговых сетях, и этим можно пользоваться. Другое дело, что сложно понять, кто перед тобой — оптовый торговец или тот, кто предлагает товары в розницу. Иногда единственный способ сделать это — сопоставление цены. Если покупателям предлагают опт, стоимость будет примерно в 1,3–1,5 раза ниже, чем в обычном магазине.

Минус покупки у оптовых продавцов в том, что они не продают товары поштучно. Обычно покупка должна начинаться от определенного количества или веса. Например, сухофрукты в мелком опте предпочитают отдавать от 1–2 килограммов. Если покупателю не нужно столько, то покупать не имеет смысла. Конечно, из этого правила есть исключения, но встречаются они редко.

Некоторые розничные ярмарочные продавцы тоже предлагают мелкий опт. Если купить у них большое количество товара, они могут сбросить цену. О таких дополнительных условиях нужно узнавать на месте у торговца — в правилах мероприятия оно обычно не прописано, на прилавках тоже никакой информации по этому поводу может не быть.

Еще один способ экономии — сезонные товары. Например, клубника в июне-июле или грибы осенью. В силу механизмов рыночного ценообразования цена на них ниже, чем вне сезона. Ведь во время, когда таких товаров много, стоят они дешевле. И наоборот, когда возникает их дефицит, цена на них растет. Поэтому перед посещением ярмарочных торгов нужно подумать, что во время мероприятия имеет сезонный характер, будут ли эти вещи на ярмарке и, если да, за сколько их там можно купить.

Посещайте ярмарки в конце дня

В разделе о торге уже говорилось, что продавцы охотнее сбавляют цену в конце дня. Но это правило работает не только для случаев, когда покупатель решил поторговаться. Если торговец не может распродать товар перед закрытием ярмарки, он может снизить цену по своей инициативе, чтобы привлечь внимание тех, кто желал бы приобрести товар, но считает это невыгодным. Как правило, скидки делают на часть ассортимента, которая плохо идет. Но если большого спроса нет на все товары, то цену тоже могут уменьшить на все, что лежит на прилавке.

Этим можно пользоваться — приходить на ярмарку перед ее закрытием и покупать как раз в это время. Но у такого подхода есть два важных минуса. Первый заключается в том, что к концу мероприятия остается мало товаров и выбрать бывает не из чего. В результате посетитель вынужден покупать то, что есть, а не то, что он действительно хочет.

Второй недостаток — невозможность сравнения цен. Многие продавцы к концу ивента уже сворачиваются и покидают торговую площадку. Остается половина или чуть больше — они не уходят, так как не распродали свою продукцию. Часто спрос на нее отсутствует как раз из-за чрезмерно высокой цены. Даже если продавец сбавит ее, она может быть выше, чем у других торговцев, которые активно работали в первой половине ярмарки. Вторая распространенная причина того, что товары непопулярны, — их низкое качество. Но к концу мероприятия его опять же будет не с чем сравнить. Этот момент может свести выгоду на нет.

Поэтому покупки перед завершением ярмарки не только выгодное, но и рискованное дело. Конечно, их можно совершать, но с большой осторожностью. Нужно ориентироваться на товары знакомых производителей или более-менее известных брендов, тогда минусов такой тактики экономии можно избежать.

Чтобы избежать покупки некачественных товаров в конце ярмарки, необходимо придерживаться нескольких простых правил:

  • Тщательно проверять продукты. Они должны иметь естественный запах, нормальные цвет и консистенцию. Если товар не соответствует этим критериям, лучше от него отказаться.

  • Смотреть на цвет птицы и мяса. Он должен быть естественным. Потемневшую свинину или говядину, а также посиневшую курицу лучше не брать.

  • Уточнять срок годности. Фермерские продукты более вкусные и качественные, но в силу отсутствия в составе консервантов быстро портятся. Не стоит стесняться спрашивать, когда они были получены. Например, непастеризованное молоко или натуральный творог уже на 3–4-й день после изготовления лучше не употреблять.

  • Пробовать продукты на вкус. Многие ярмарочные торговцы позволяют это делать. После пробы не должно оставаться неприятного послевкусия, горечи, неестественной кислоты. Ну а сам вкус должен быть свойственным для продукта, пробуемого покупателем.

Если говорить о непродовольственных товарах, то бывает достаточно осмотра, чтобы понять, насколько они качественные. Если насчет него все равно возникают сомнения, нужно получше расспросить продавца, постаравшись в ходе этого узнать о достоинствах и недостатках его продукта. Конечно, торговцы не всегда предоставляют правдивую, объективную информацию, все-таки им в первую очередь нужно продать свой товар. Но кое-что почерпнуть из их объяснений все равно можно.

Заключение

Ярмарки — неплохой способ сэкономить. Товары на них продают по ценам, которые в 1,5–2 раза ниже, чем в обычном ритейле. Но у такого способ экономить есть свои особенности. Главный — надо смотреть не только на стоимость. Чтобы получить максимальную выгоду, надо комбинировать поиск лучших цен с другими способами сэкономить. Среди них торг с продавцами, покупка сезонных товаров, мелкого опта. Никто не гарантирует, что все это будет работать одновременно. Необходимо пробовать разные пути экономии, пытаться комбинировать их, использовать один, если не работает другой. В любом случае на ярмарочных торгах получится купить товары в среднем в 1,3–1,5 раза дешевле, чем в обычных торговых сетях, а при благоприятных обстоятельствах — даже в 2 раза.