Бонусные карты: назначение, виды, преимущества
В списке поощрений от магазинов и сервисов часто присутствует бонусная программа. Присоединившись к ней, клиент получает определенные привилегии при покупках. Обычно это кэшбэк, которым можно расплачиваться за следующие заказы. Иногда участнику программы также полагается постоянная скидка, эксклюзивные подарки и доступ к закрытым мероприятиям. Для активации бонуса нужно сообщить номер персональной карты, выданной магазином или его партнером.
Что собой представляет бонусная карта
Классическая бонусная карта — это счет, на котором накапливаются подарочные баллы или деньги (в программах банков). Их дарят в качестве кэшбэка — процента от чека заказа или конкретной суммы, заранее указанной магазином. В зависимости от условий программы, бонусами можно частично или полностью оплатить любую покупку. Иногда карта является еще и дисконтной, ее владелец имеет постоянную скидку и при этом накапливает баллы.
Бонусные карты бывают пластиковыми и виртуальными. Последние раньше использовались преимущественно в интернет-магазинах, но сегодня их все чаще применяют и в наземных маркетах, авторизуясь через номер телефона. Информация о балансе хранится в личном кабинете на сайте продавца или в мобильном приложении. Карта не всегда выпускается самим магазином. Многие программы объединяют нескольких партнеров, клиенты которых получают льготы от всех участников системы.
Как устроена бонусная программа
Для участия в бонусной программе нужно предоставить персональные данные — имя, номер телефона, электронную почту и пр. Иногда накапливать баллы можно уже с первой покупки. Некоторые магазины приглашают присоединиться к системе лояльности только после того, как клиент сделает заказ или потратит в заведении определенную сумму.
Бонусы обычно имеют ограниченный срок годности и сгорают, если не активировать их вовремя. Кроме баллов, участник программы может получать персональные подарки в виде приглашений на закрытые акции или промокодов на скидку. Последние представляют собой слово или комбинацию, которую нужно сообщить для активации специального предложения.
Бонусные карты с системой статусов
Многие бонусные программы поощряют клиентов за активность, присваивая VIP-статусы. Чем выше уровень — тем больше привилегий. Для продвижения по клубной иерархической лестнице нужно накопить определенную сумму покупок. В одних программах достижение статуса означает, что ниже участник опуститься уже не сможет, а в других уровень нужно подтверждать постоянными новыми заказами.
VIP-клиентам полагается увеличенный кэшбэк и дисконт, если есть фиксированная скидка. Им доступны премиум-услуги и ценные подарки. Они первыми получают сообщения о новых акциях, закрытых для остальных посетителей. Есть программы с возможностью обналичить бонусные баллы. Высокий статус позволяет произвести обмен на деньги по самому выгодному курсу.
Разновидности бонусных карт
Программа лояльности может быть организована:
магазином или сетью;
банком;
совместно магазином и банком (кобрендовые карты);
группой магазинов-партнеров.
Карта, выпущенная самим магазином, приносит бонусы только при покупках в этом заведении. Если это сеть, предложение распространяется на все ее торговые точки. Участник бонусной системы получает все положенные ему привилегии в соответствии с условиями партнерства.
Многие банки предлагают клиентам собственные программы вознаграждения. Самый известный пример — «Спасибо» от Сбербанка. Расплачиваясь картой в партнерских магазинах, получаешь кэшбэк, который можно тратить в конкретных заведениях или менять на подарки из представленного списка. В проекте участвуют торговые точки, оформившие в банке договор эквайринга (подключение к системе онлайн-платежей). В отличие от 99% магазинов, финансовые учреждения нередко позволяют обналичить накопленные средства.
Отдельную категорию составляют бонусные программы, предусматривающие выплату кэшбэка в милях. Это баллы, которые можно использовать при оплате авиабилетов и бронирования мест в гостинице. Иногда можно обменивать мили на VIP-привилегии. Такие программы точно подойдут часто путешествующим людям.
Кобрендовые карты выпускаются банками специально для крупных торговых сетей. Ими можно расплачиваться за покупки в любом месте, где доступен безналичный расчет. По сути, это обычная кредитная или дебетовая карточка, на которую дополнительно начисляется кэшбэк. Использовать баллы можно только в сетевых магазинах. Встречаются кобрендовые карты для торговых центров. В такой бонусной программе участвуют заведения, расположенные на территории ТЦ. В них можно получать кэшбэк за покупки и тратить его на оплату заказов.
Существуют клубы, участники которых могут пользоваться привилегиями от множества разноплановых заведений. Они выпускают собственные карты, на которые зачисляются бонусы от всех партнеров проекта. Пример подобной программы — Много.ру. Баллами можно частично или полностью оплачивать покупки либо обменивать на подарки. Независимые программы тоже нередко предлагают совместные с банками кобрендовые карты.
Зачем магазин предлагает бонусную карту
Бонусы — это маркетинговый ход для привлечения новых клиентов и поощрения постоянных покупателей. При комплексном подходе они позволяют существенно расширить аудиторию без серьезных вложений в рекламу. Само наличие карты напоминает человеку о доступности скидки, мотивируя посетить заведение снова.
Привлечение новых клиентов
Предложение присоединиться к программе лояльности до первой покупки является мощным стимулом для нового клиента. Если человек уже проявил интерес и потратил время на заполнение анкеты, вряд ли он откажется сразу сделать заказ на льготных условиях. Интернет-магазины распространяют информацию о своих бонусных программах через ресурсы партнеров: сайты-агрегаторы, соцсети, форумы. Обычно размещение материалов им ничего не стоит, а партнеры получают процент от первого заказа привлеченного ими клиента. Таким образом, продавец расширяет аудиторию даже без масштабных инвестиций в рекламу.
Удержание клиентов
В отличие от разовой скидки по акции или промокоду, бонусная программа обещает постоянные привилегии. Владельцам карт периодически напоминают о новых поступлениях и подарках через рассылку. Если действует система статусов, всегда есть соблазн потратить больше для перехода на новый уровень ради получения эксклюзивных призов. Если клиента устраивает качество товаров или услуг, он точно не будет категорически отбрасывать предложения компании снова сделать заказ со скидкой. Кроме того, жалко терять накопленные баллы, которые могут подарить и просто так, например по случаю дня рождения.
Сбор информации о клиентах
При заполнении анкеты для получения бонусной карты клиента просят указать информацию о себе — имя, номер телефона, email, возраст, пол и т. д. Эти данные вместе со статистикой покупок очень важны для маркетологов, анализирующих аудиторию компании. Они помогают создавать новые целевые запросы, максимально соответствующие ожиданиям потенциальных заказчиков.
Увеличение среднего чека
Бонусная программа реально помогает увеличить средний чек. Человеку свойственно тратить больше, когда он знает о гарантированной скидке или подарке. Конечно, это правило срабатывает не везде. Например, при выборе автомобиля кэшбэк в баллах вряд ли способен серьезно стимулировать, зато в магазинах, куда наведываются ради регулярных покупок, внедрение программы обычно дает ожидаемый эффект.
Лояльность к бренду
Регулярные покупки в одном месте часто вызывают эмоциональную привязанность. Иногда покупатель даже не ищет другие варианты, сразу отдавая предпочтение проверенному магазину. Некоторые идут дальше, рекомендуя бренд знакомым и становясь таким образом бесплатными рекламными агентами. И бонусная программа помогает завязать такие теплые отношения. А останется ли держатель карты лояльным к компании в дальнейшем — зависит уже от уровня сервиса.
Снижение затрат на маркетинг
Бонусная программа неспособна полностью заменить все маркетинговые инструменты, но она помогает существенно снизить расходы на рекламу. Сегодня компаниям необязательно тратиться даже на выпуск пластиковых карт. Клиенту достаточно привязать при регистрации свой номер телефона и сообщать его продавцу на кассе. Продвижение программы через тематические веб-площадки стоит в разы дешевле классической рекламы. Для небольших магазинов, не имеющих финансовых возможностей крупных торговых сетей, это имеет огромное значение.
Сколько помогает сэкономить бонусная карта
Размер кэшбэка и скидки, если бонусная программа предусматривает еще и постоянный дисконт, зависят от условий конкретного продавца. Кто-то ограничивается 1–5%, в некоторых местах компенсация достигает 20% и даже больше. Разумеется, магазины не действуют себе в ущерб. Все расходы с большим запасом учитываются при наценке. С другой стороны, для покупателя это не имеет практического значения. Если цена устраивает и вдобавок есть скидка, он в любом случае оказывается в плюсе.
Для получения полной отдачи от бонусной карты нужно активно ею пользоваться. Если человек привык закупаться в конкретном супермаркете, ему вполне хватит привилегий от местной программы лояльности. Предпочитающим активный шопинг в разных местах стоит подумать об оформлении карты банка или проекта, охватывающего как можно больше заведений. Ничто не мешает участвовать одновременно во множестве программ, но такая стратегия не даст особого преимущества, кроме увеличения выбора магазинов с льготными условиями. Зато запутаться в разнообразии своих бонусов очень легко.
Учитывая уровень развития интернет-продаж, всегда можно найти товар или услугу дешевле. Но на это нужно время, которым не каждый потребитель готов пожертвовать. А при покупке в обычном маркете нужно еще и физически перемещаться в другие магазины, чтобы сравнить предложения. Бонусная карта — это реальная экономия без малейших усилий.
Классическая бонусная программа на примере предложения от М.Видео
М.Видео — розничная сеть магазинов электроники и бытовой техники, относящаяся к лидерам российского рынка. В этом году компания отмечает свое 30-летие. Каталог товаров насчитывает десятки тысяч оригинальных предложений от известных мировых брендов. На сайте mvideo.ru или в мобильном приложении можно оформить покупку онлайн. Интернет-магазин работает с 2001 года. Предложения на сайте и в розничных точках полностью идентичны.
У компании есть программа лояльности M.Club. Зарегистрироваться в ней можно как в розничном магазине, так и через личный кабинет на сайте или в приложении. Единственное условие — возраст от 18 лет. После заполнения формы участник получает виртуальную карту, привязанную к номеру телефона. Для начисления кэшбэка или оплаты бонусами на кассе достаточно сообщить свой мобильный. В интернет-магазине эти операции осуществляются автоматически после входа в аккаунт.
Основные условия программы M.Club:
кэшбэк 3% баллами при каждой покупке в магазинах М.Видео и Эльдорадо (бонус может быть увеличен в специальных предложениях);
1 балл равен 1 рублю;
бонусами можно оплатить до 50% чека;
баллы действуют 180 дней после начисления на бонусный счет;
на товары и услуги, внесенные в список исключений, акция не распространяется;
оплата бонусами не сочетается со скидками по акциям и промокодам.
Для получения подарка от М.Видео присоединяться к программе M.Club необязательно. Бесплатные купоны и промокоды магазина собраны на этой странице и доступны без дополнительных условий. Но и от бонусов за лояльность отказываться, наверное, не стоит, тем более что членство в клубе не накладывает никаких материальных обязательств. Кроме того, откройте специальную страницу Промокод-Палас и найдите эксклюзивные купоны.